Выберите регион:
Вход для пользователя Регистрация
Логин или Email 
Пароль 
Информация
о портале
Услуги
портала
На портале 106 объявлений
Логотип
Добавить в закладки 16+
Объявления
VIP объявления
Новые отзывы о фирмах
Новые статьи
Опрос
Наказываете ли вы обидчика на дороге?
Да! Подрезали меня - подрежу и я
Нет. Наказание его само найдет
Мне все равно. Я в правом крайнем еду
Смотря какая машина у обидчика
Отзывы о портале
  Побывали недавно в ГИБДД Калин...
  Eliz, напишите нам в ICQ (3974...
  Пытаюсь зайти на сайт через си...
  Александр, свяжитесь с нами, р...
Екатеринбург / Статьи / Воздушный транспорт / Революция в эксплуатации винтокрылых

Революция в эксплуатации винтокрылых

Новая интегрированная система диагностирования HUMS способна перевернуть наши представления об эксплуатации вертолетов.

Не случайно, что система, получившая известность под аббревиатурой HUMS, начинается со слова health — здоровье. Идея создания системы, которая, подобно стетоскопу, способному «заглянуть внутрь человека», зондировала бы «здоровье» летательного аппарата, появилась вместе с первым вертолетом. Однако от желания найти простое решение до сложнейшей интегрированной системы прошло почти полвека. Впервые такая система контроля технического состояния основных агрегатов вертолета появилась лишь в 1993 г. На решение труднейшей задачи разработчиков вдохновили бесконечный ряд бессмысленных и страшных катастроф и постоянные обращения вертолетчиков, работающих в суровых климатических условиях, за помощью в постановке диагноза технического состояния своим машинам.

Сегодня принцип «предупредить», который используется на самолетах, переносится и на вертолеты. Около сотни различного рода таких систем уже эксплуатируется по всему миру. Огромные преимущества, выявленные буквально с первых шагов, обрекли эту систему на быстрое превращение в жизненно важный элемент любого вертолета. Несмотря на то, что преимущества от возможности постоянного контроля систем и агрегатов вертолета более чем очевидны, среди этого множества нужно выделить три основных направления.

Во-первых, это способность распознавать предупредительные симптомы механического повреждения до того, как оно «ухудшится» до нарушения работоспособного состояния. Но кроме предупреждения о потенциально опасном процессе, система способна предотвратить дорогостоящие результаты позднего вмешательства благодаря исключению второстепенного воздействия на другое оборудование.

Во-вторых, способность не только предупредить об ухудшении, но и возможность предсказать, как будет развиваться отказ жизненно важных систем и агрегатов. Информация, которую обрабатывает система, поступает из двух источников. Первый — данные, получаемые от датчиков вибраций, установленных на различных деталях, для предупреждения о ненормальных режимах вибраций двигателей, винтов, валов трансмиссии и любых других агрегатов, при нормальной работе которых вибрация отсутствует. Вертолет — это совокупность различного рода вибраций, вибрации — это суть и бич вертолета одновременно. Второй — информация, получаемая от таких бортовых систем, как речевые информаторы и системы автоматической регистрации параметров полета. Что касается предоставления информации, сегодня система способна непосредственно во время полета выдавать ее в реальном масштабе времени.

В-третьих, идея изменения объема и периодичности технического обслуживания в зависимости от технического состояния, быть может, имеет еще большее значение, чем только идентификация отказа на ранней стадии или прогнозирование процесса развития повреждения. Это могло бы стать настоящим переворотом с точки зрения управления техническим состоянием всего парка вертолетов. Более того, система различает отклонения, которые не имеют серьезных последствий для безопасности полетов, то есть может отличить незначительные повреждения от отказа, требующего немедленного вмешательства. Следовательно, она может исключить действия и операции, которые не требуются и их можно (и нужно) не выполнять. Другими словами, она освобождает эксплуатанта от ненужных работ и защищает от непреднамеренных ошибок при их выполнении. За счет сокращения работ по техническому обслуживанию и ремонту достигается значительное снижение эксплуатационных расходов, которое базируется на точном расчете истинного технического состояния основных агрегатов.

Система рассчитывает повреждаемость, учитывая наработку каждого элемента. Например, по мощности навходе и выходе из главного редуктора рассчитывается наработка всех его узлов. Кроме расчетов, у редукторов выполняется анализ масел (температура, давление и продукты износа). Косвенно повреждаемость определяется по набору стандартных параметров полета (воздушная скорость, высота полета, отклонение органов управления, изгибающий и крутящий моменты) и возникающим при маневрировании вертолета нагрузкам, замеряемым специальной «нервной системой», которая предварительно настраивается во время реальных испытательных полетов. Главное новшество перспективных систем состоит в том, что, кроме чисто статистического подхода, они способны на аналитический детерминированный подход. Когда вибрационные характеристики каждого из механических агрегатов после их изготовления заводятся в электронику, где они постоянно сравниваются с реальными характеристиками в течение всего периода эксплуатации.

В основе современных HUMS лежит модульный подход, который обеспечивает эффективность применения и на легких однодвигательных вертолетах, и на тяжелых многодвигательных машинах. Он дает эксплуатанту возможность выбора необходимого уровня функционирования: от базового, предназначенного для небольших вертолетов, до суперсистемы, которая способна представлять информацию о всех основных элементах ЛА. Благодаря модульности заказчики могут собрать такой комплект оборудования, который им нужен. Однако все варианты базируются на стандартных модулях с блоком передачи информации и картой интеграции с многофункциональными дисплеями вертолета. Широкое использование алгоритмов позволяет системе быть очень гибкой без дорогостоящих изменений конструкции непосредственно на вертолете.

Система совершенно автономна, не требует никаких действий и не отвлекает пилота. Вся информация передается на наземные станции, где анализируется квалифицированным техническим персоналом. Минимальная конфигурация построена вокруг двигателя. Она подсчитывает наработку, циклы и превышения ограничений, осуществляет проверку мощности двигателя и записывает аварийные предупреждения и отказы. Записывается время полета, обороты несущего винта, турбокомпрессора и свободной турбины, температура газов, циклы агрегатов трансмиссии, нагружения планера (посадки), вибрации валов, шестерен и подшипников. Интересно, что возможности аппаратуры позволяют записывать комментарии пилота уже после полета в качестве дополнительной информации.

Система не стоит на месте. В последнее время разрабатывается оборудование для контроля ионизированных частиц в выхлопных газах двигателях или маслах редукторов. Однако это оборудование будет внедрено лишь после того, как производители двигателей и редукторов смогут определить допустимые границы для количества и размеров частиц.

Следующий шаг — это использование мировой системы связи. Представьте себе, что, выполнив задание, пилот независимо от времени и места базирования может передавать информацию о состоянии вертолета прямо в технический центр, а обратно получать рекомендации к действию или бездействию.

Первый опыт эксплуатации существующих систем уже показывал, что число повреждений и отказов сократилось с 2 до 10 раз (!) и на 10% снизились эксплуатационные расходы на регламентированное техническое обслуживание. Таким образом, достоинства системы не только более чем очевидны, но и привлекательны для любого эксплуатанта.

HUMS возвестила о начале новой эры - эры единой диагностики вертолетов в полете в реальном масштабе времени. Однако полностью возможности системы не раскрыты. Мы даже еще не догадываемся, на что она способна. Реализация возможностей этой "умницы" позволит сделать качественный скачок и совершить настоящую революцию в эксплуатации вертолетов.

Евгений Матвеев



Обсуждения

Для этой статьи еще нет комментариев

Facebook
Обсудить на форуме

2010-06-28
Еще статьи по данной теме:

На портале:

Фоторепортажи
Парковый комплекс истории техники им. К.Г. Сахарова
Сервисы
Калькуляторы Авторейтинги
Оценка авто
Информеры
Расписания
Расписание авиарейсов
Расписание автобусов
Расписания пригородных поездов(электричек)
Расписания поездов дальнего следования
Топливо
Подписка
E-mail:
Обмен ссылками
Портал 'Весь транспорт'
WebMoney
webmoney
Порядок оплаты
Правовая информация
Консультант по порталу ICQ: 307400558
© 2006-2013, ЗАО «Пронто-Уфа».
Услуги портала можно оплатить с помощью карт